Сёла Зайковской зоны, Ирбитского района, Свердловской области


ВОЙНА ШОФЕРСКАЯ СУДЬБА

Высоко над рекой стоит наше село,
с детских лет всей душой полюбил я его.

ВОЙНА ШОФЕРСКАЯ СУДЬБА

Сообщение Нина » 11 июл 2011 23:05

Война. Шоферская судьба.
Военные годы

Как много в жизни значит,
Пример отца – фронтовика,
Для нас после войны рожденных,
Воспитанных - в большой семье.
Мы помним, те рассказы фронтовые,
Что в сокровенный час,
Рассказывал для нас.
Как с немцем дрался в рукопашной,
Как бомбы падали в полуторку его,
Как в адском напряжении с Ленинграда,
Возил детей, » Дорогой жизни - Ледовой»…


Иван Григорьевич Тимошенко родился 15 января 1915 года в селе Хухра Ахтырского района, Сумской области. Его родители, Григорий Иванович и Агафья Яковлевна занимались сельскохозяйственным трудом, жили, как и все в селе, в доме - покрытом соломой.
С началом, Первой мировой войны мужчин села мобилизируют на войну, также забирают лошадей, продовольствие.
В августе 1915 года в рукопашном бою с немцами погибает Григорий Иванович. Остается Агафья Яковлевна с четырмя детьми: Андреем, Ульяной, Алешей, семимесячным Иваном (моим отцом – Иваном), и начинаются самые трудные, голодные годы для семьи…
С 1935 года Иван с мамой Агафьей переезжают жить на Урал, так как остальные дети выросли и жили отдельно. В 1936 году, Иван Григорьевич заканчивает «начальное четырехклассное образование» (в 16 лет), и поступает в город Ирбит на курсы шоферов. В 1937 году его призывают на службу в Красную Армию, затем, в 1939 – 1940 годах – на войну с Финляндией. После войны, его оставляют работать в городе Ленинграде. (По старым метрикам, он с 1914 г).
Началась Великая Отечественная война, и Тимошенко Иван Григорьевич уже на следующий день 23 июня 1941 года был на сборном пункте. А, 25 июня он уже в составе 852 – отдельного автобатальона, 52 – го автополка.
Ленинградский фронт занимал большую площадь. Охранять надо было и с севера и с запада. Отец на своей машине ГАЗ- «полуторка», возил продукты, оружие, снаряды, солдат, людей.
Во время Ленинградской блокады переезд на машине через Ладожское озеро в народе получил название «Ледовая трасса». А в то время по нему ездили по специальным пропускам. И в удостоверении, которое выдали моему отцу, было написано так: Город Ленинград – Ладожское озеро «Личный счет водителя ледовой трассы 1942 – 1943 годов».
Отец рассказывал: « Едешь, и вдруг немцы начинают снарядами взрывать Ладожское озеро, чтобы машины не могли вывезти людей, детей на «Большую землю». Ужасно и страшно видеть, как тонут машины и люди».
Отец не любил рассказывать о войне, но в День победы, как - то рассказал: «Однажды, едем по проселочной дороге колонной 15 машин, везем муку и вдруг, налетели фашисткие самолеты, стали из пулеметов строчить по машинам, по водителям, разбегавшимся дальше от машин, а я залез под машину, думаю, снаряд не пробьет кузов, заложенный доверху мешками муки. Нас уцелело несколько человек и всего две машины смогли продолжать свой путь в дивизионный склад. Потом, пришлось снова сюда возвращаться и вывозить продукты, людей».
После снятия блокады, они с частями продвигались на запад. Победу отец встретил в Кенингсберге (Калининграде). Затем их переправили на восток, так как у границ с Монголией и Китаем, японцы, сосредоточили - миллион солдат. Очень, много советских воинов, геройски сражавшихся на западе, погибли в боях на дальнем Востоке.
Однажды, Иван Григорьевич вез на ГАЗИКЕ командующего фронтом А.М.Василевского, по Китайской степи. Их обстреляли. Пуля попала в руль, левый указательный палец, грудь. Осколки разлетелись по машине, ранив обоих. Но они остались живы.
Домой, к матери отец вернулся в начале июня 1946 года. Правительственные награды за участие в боевых действиях в ВОВ:
«За оборону Ленинграда» 1944год, »За боевые заслуги» 21.10.1944 год, »За победу над Германией» 10 05. 1945 год, «За победу над Японией» 27.04.1946год.
На основании указа президиума ВС СССР от 28 апреля 1946 года, уволен в запас 12 июня 1946 года.
Награды:
«В память 250 –летия Ленинграда» от 25.04.1958 год;
«20 лет победы в ВОВ» 1941 – 1945гг. от 7 мая 1965 года.
Вручено 6 октября 1967 года.
«50 лет ВС СССР» от 15 декабря 1969 года.
«30 лет победы в ВОВ» 1941 – 1945 от 25 апреля 1975 года.
Медаль за «Оборону Ленинграда». 25 лет Победы в ВОВ, 25.04.1970год.
Вручалась почетным жителям и защитникам города Ленинграда. В год 40 -летия победы в ВОВ в 1985 году по Всесоюзному радио была передача посвященная людям, которые защищали город Ленинград от немецких захватчиков. В этой передаче рассказывалось и о нашем отце – Тимошенко Иване Григорьевиче, как защитнике, как просто человеке помогавшему детям и взрослым. Рассказывалось, что он проезжая на своей машине ГАЗ -2 аа , (Грузоподъёмность 1,5 тонны), именуемой в народе «полуторка», подбирал обессиленных детей, отвозил в детские дома, подкармливал из своего пайка всем, что у него было или отдавал все. Вывозил детей и взрослых на машине из города Ленинграда через Ладожское озеро. По специальным пропускам (у отца был такой, сейчас у мамы хранится до сих пор), через контрольно – пропускные пункты водители проезжали по специально отведенной дороге «ледовой трассе», так как от воронок, образовавшихся от разрывов бомб или подтаявшего льда, машины тонули и с людьми и с продуктами и с боеприпасами. Водители всегда держали двери кабины открытыми, чтобы в случае опасности выпрыгнуть из машины, привязать веревку, помочь вытащить свою или другую машину, которая начинала сползать все ближе к полынье, помочь выгрузить на лед груз или людей. Вот такая у отца была опасная военная работа. Очень опасная была дорога. Об этом я видела и в архивных документальных лентах города Ленинграда, которые показывали по телевизору.
Итоги двух войн в семье Тимошенко.
Муж Григорий у Агафьи погиб в 1915году, сын, Алексей Григорьевич - в 1941, у дочери Ульяны, муж Пантелей, где то лежит в братской могиле с 1943 года. Еще один сын Андрей с 1906 года, воевал, после войны работал директором совхоза в Ростовской области. Сын Иван с 1915 года, воевал, ранен, работал всю жизнь в Скородумском леспромхозе.

Столько испытаний одной матери, одной семье! Поэтому, Агафья просит сына Ивана, жить с ней рядом и срочно съездить за Ульяной.
Позднее он ездил на Украину за сестрой Ульяной и привез ее с двумя маленькими детьми Алешей и Колей, в село Скородум Ирбитского района. Когда он вез их, то дорогой на станциях, бегал за кипятком, менял свою одежду на продукты, так как поезд шел тихо, пропуская военные составы, иногда стоял сутки, или больше, не было топлива у паравоза, а есть то хотелось хоть немного, но каждый день. Мама в своей избе в Скородуме ждала их с картошкой и вкусным караваем хлеба. Самое главное в трудных жизненных ситуациях быть вместе одной семьей! Ульяна - сразу устроилась работать в колхозе.
Отец сначала работал шофером в Скородумской швейной мастерской. Немного работал на большегрузной машине, которая называлась «студебеккер». Машина была длинная, высокая, с высокими бортами и большими колесами. Во время осенней и весенней распутицы, машины застревали в этих дорожных ямах и глубоких траншеях, поэтому на колесах были намотаны цепи для лучшей проходимости по глубоким колеям суглинистой почвы. (Я видела это в детстве). С полей черноземных вывести урожай в дождливую погоду можно только на таких машинах. Через село Скородум в те времена ездили такие машины.
Отец, Тимошенко Иван Егорович, возил из города Свердловска в магазины Скородумского ОРСа продукты, промышленные товары (одежда, обувь). Дорога проходила через деревни, много было трудных мест и среди них самый знаменитый « квашнинский бор». Бывало на сутки, и дольше, застревали там с машинами водители, ругаясь нещадно на грязь, трудную шоферскую судьбу.
Возил он из города Свердловска, продукты и одежду для детей в «Осинцевский детский дом» Ирбитского района, так как он находился на балансе в областном ГОРЗДРАВ отделе Свердловской области. В местное подчинение, к Ирбитскому , они перешли ближе к 1950 – м годам.
В послевоенное время еще сохраняется предписание в помощи других организаций во время уборки урожая. Осенними вечерами, в 1948 году, отгружали зерно в мешках из складских помещений «Заготскот», на станции «Худяково», в вагоны, для транспортировки по железной дороге. Однажды, целую ночь, таскали зерно в вагоны, а утром, когда ехали на машине «студебеккер», пригласил Марию к себе в кабину, вот так и познакомились наши будущие родители.
Об этой машине вспоминает житель деревни Ретнева, Юрий Афанасьевич Наумов, в своей книге «Записки», статье, под названием «Школьные годы чудесные».
…«Как – то в конце зимы, когда снег в поле между деревнями образовал крепкий наст, ходили в школу на лыжах напрямую через поля, минуя Скородум. Между прочим, там, в одном из первых домов жил шофер, ездивший на «студебеккере». Иногда мы проходили мимо как раз в тот момент, когда он выезжал из ворот. Он пускал нас в кузов и подвозил до самого Зайково. Мы были при этом просто счастливы. Правда, такая удача почему – то выпадала довольно редко. Запомнилось несколько таких поездок, как зимой, так и в теплое время года, в распутицу»…
Представляете, 7 километров каждый день туда и обратно из Зайковской школы в деревню Ретнева. Воспоминания школьников, характеризуют нашего отца, Тимошенко Ивана Григорьевича как доброго, порядочного человека. Мы, дочери, гордимся своим отцом!
Начало семьи.
В 1949 году рождается Галя, 1951 – Нина, в 1961 – двойняшки, Таня и Надя. Хорошая семья, дружная, работящая. Отец с 1949 года работает в Скородумском леспромхозе сначала машинистом подъемного крана, грузит на платформы лес для обработки или отправки в пункт назначения. Позднее переходит – машинистом «мотовоза» Скородумского леспромхоза. Доработал до пенсии.
Много людей, живущих сейчас в поселке Малышева, знали Ивана Григорьевича Тимошенко (в народе звали – Егорович) потому, что они сюда приезжали в «Малышевский леспромхоз» с закрывшихся лесоучастков: «109 квартал», «Чернушка», «Вязовка», «Бичур». И если надо было выехать из этих поселков, то только по узкоколейной железной дороге. Машинистов знали и дети и взрослые.
Позже, когда отец был на пенсии, его попросили возить хлеб с Зайковской хлебопекарни по деревням: Скородум, Ретнева, Неустроева, Меркушино, Вандышева, Осинцево. Осень была дождливая, не дорога, а глубокие колеи грязи. Застрял, когда ехал их Осинцева, вызвали гусеничный трактор из Ретневской МТС, вытащили…
В другой раз останавливают автоинспекторы Ирбитского ГАИ, проверяют документы и удивляются: «Вот это да! Военные водительские права 1941 года – целые. Это было в 1974 году.
Вот такая судьба, дорога жизни нашего отца – шофера, солдата великой отечественной.
Всю жизнь рядом с ним его жена, Мария Григорьевна. Она в войну трудилась в колхозе, награждена, медалью - «За самоотверженный труд в годы Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов». Ей сейчас 89 лет и пожелаем ей здоровья, долголетия. А папа – он в душе каждой из нас. И мы с благодарностью, уваженьем всегда будем помнить о нем.

Дочери Галя, Нина, Таня, Надя.
Нина
Вервитчанин
 
Сообщений: 149
Зарегистрирован: 11 ноя 2010 21:51

Re: ВОЙНА ШОФЕРСКАЯ СУДЬБА

Сообщение Gaffer » 07 июн 2012 02:14

Добрый день, Нина!

На сайте "Подвиг народа" я нашел наградной лист на вашего отца с описанием его боевых заслуг:
Изображение
Крупнее: http://rghost.ru/38523204/image.png

Почитайте, если ранее не видели.
Gaffer
Прохожий
 
Сообщений: 2
Зарегистрирован: 06 июн 2012 23:59

52 отдельный автомобильный полк

Сообщение владимир » 08 дек 2012 19:51

52 отдельный автомобильный полк
Боевой путь автомобильной части проследить практически невозможно по одной простой причине, эти подразделения находились в прямом подчинении фронта. Если пехотные полки, соединения имели конкретные направления наступления, отхода, задачи по обороне, освобождению и т.д., и это позволяет точно определить боевой путь той или иной части, то действия автомобильных формирований напрямую зависели от деятельности фронта, растянутость, которых составляла сотни километров. Это означает, что подразделения полка могли сегодня выполнять боевые задачи на одном участке фронта, то завтра уже на другом. Тем не менее, они имеют свою историю, связанную с событиями, происходящими на фронте.
Ленинградский фронт
Чтобы прикрыть непосредственно подступы к Ленинграду, не допустить его захвата, был образован Ленинградский фронт (Директива Ставки ВГК от 23.08.1941г.).
В сентябре 1941 года войска противника, наступающего на Ленинград, были остановлены.
После установления блокады Ленинграда, 08.09.1941г. последней надеждой на снабжение города осталось Ладожское озеро. 12.09.1941г. водным путем на западный берег к маяку Осиновец с большой земли доставили на баржах первые грузы с зерном и мукой. По окончании навигации стала задача в организации трассы по льду. Для этой цели на Ленинградском фронте в ноябре были сформированы 1-й и 2-й отдельные автотранспортные батальоны. 22.11.1941г. со стороны Ленинграда в Кобону (восточный берег Ладоги) за продовольствием отправилась первая колонна из 60 автомашин ГАЗ-АА (более известны как «полуторки») под командованием капитана В.А. Порчунова. Толщина льда составляла всего 18см. С этого дня начался тяжелейший ежедневный труд военных водителей по доставке продовольствия, боеприпасов, эвакуации жителей города и раненых бойцов. Всё это происходило, как правило, под артобстрелом и авианалётом противника. Каждый рейс можно вправе сравнивать с боевым вылетом, так как постоянно приходилось сталкиваться с немецкой авиацией. Не трудно представить, что творилось на душе у водителей, когда у них на глазах уходили под лёд машины боевых товарищей с продовольствием или людьми. Несмотря на все ужасы войны, бойцы от усталости валились с ног, чтобы не уснуть за рулем, они в кабинах подвешивали пустые котелки с ложками. Эта «музыка» позволяла им оставаться в бодрствующем состоянии, не сойти с трассы и не нырнуть в полынью, образовавшуюся после разрыва авиабомбы. Осознавая важность поставленной задачи, наиболее опытные и отважные водители умудрялись совершать по два рейса в сутки. Всего за первую блокадную зиму по ледовой дороге (до 24.04.1942г.) было перевезено 361 109 тонн различных грузов (262419 т продовольствия). Эвакуировано более 550 тысяч ленинградцев и более 35 тысяч раненых.
23.01.1942г. 1-й и 2-й отдельные автотранспортные батальоны были переименованы в 851-й оатб и 852-й оатб соответственно (Действующая армия. Перечень войск №26 «отдельные автотранспортные батальоны, роты, взвода»).
Действие ледовой Дороги жизни возобновилось с 19.12.1942г. и продолжалось по 30.03.1943г.
17.10.1943г. на базе 852 оатб был сформирован 52 отдельный автомобильный полк (Действующая армия. Перечень войск №16 «…автомобильные и другие отдельные полки»). Командиром полка назначен подполковник Акимов Николай Иванович 1893г.р., участник финской компании 1940г.
В январе 1943 года войска фронта провели успешную операцию по прорыву блокады Ленинграда южнее Шлиссельбурга.
В январе-апреле 1944 года разгром группы немецких армий «Север» под Ленинградом и Новгородом. 52-й отд.авт.полк был в распоряжении Новгородской оперативной группы.
3-й Прибалтийский фронт
Из соединений (южного крыла) Ленинградского фронта был образован 3-й Прибалтийский фронт (Директива Ставки ВГК от 18.04.1944г.). 24.04.1944г. 52-й отд. авт. полк также перешел в подчинение 3-го Приб.фронта. 1-й батальон полка поступил в распоряжении командующего артиллерии фронта.
17.07.1944г. – 25.08.1944г. Псковско-Островское наступательная операция. За август 52 отд.авт.полком вывезено попутным транспортом более 45тыс. раненых.
15.09.1944г. – 15.10.1944г. Рижская наступательная операция. В период подготовки операции с 1 по 15.09.1944г. 52 отд.авт.полком перевезено три стрелковых дивизии, 14648т различного груза(7880т боеприпасов), 1640 раненых.
После захвата Риги фронт был расформирован (Директива Ставки ВГК от 16.10.1944г.). За 179 суток боевых действий фронта безвозвратные потери составили 43 155 чел., ранено 153 876 чел.
52 отд.авт.полк был переподчинен 3-му Белорусскому фронту (образован 24.04.1944г. в результате переименования Западного фронта). Командующий фронтом Маршал Советского Союза Александр Михайлович Василевский.
С января по апрель 1945г. войска фронта участвовали в Восточно – Прусской операции, в ходе которой овладели городом Кёнигсберг (09.04.1945г.).
Директивой ГКО от 30.07.1945г. Василевский А.М. назначен главнокомандующим советскими войсками на Дальнем Востоке. Вместе с маршалом с фронта на Восток срочно переправлялись соединения, в том числе и 52-й отд.авт.полк.
Всего за 24 дня потребовалось советским войскам под командованием А.М. Василевского, чтобы разгромить в Манчжурии миллионную Квантунскую армию Японии. Безвозвратные потери составили 12 031 чел., ранено 24 425 чел.
Работу фронта можно сравнить с работой хорошо отлаженного механизма, который, в свою очередь, состоит из узлов, соединений и винтиков. Такими «боевыми винтиками» на фронте являются все военнослужащие: танкист, артиллерист, снайпер, сапер, шофер и т.д. до командующего фронта. Конечно же, с выходом из строя одного из узлов приводит к перебоям, а то и остановке всего механизма. Каждый боец на своем месте осознавал это и приложил сверхусилия, чтобы этот механизм по разгрому фашистских захватчиков не остановился.
Вместе с легендарным 52-м отдельным автомобильным полком весь боевой путь прошел наш земляк, шофер 1-го батальона рядовой Тимошенко Иван Егорович (с. Скородумское).
«Нет границ величию подвига Советского солдата во имя Родины…»
Маршал Советского Союза Г.К. Жуков
Памятник неизвестному шофёру в Дусьёво.BMP
Памятник неизвестному шофёру в Дусьёво.BMP (98.19 KIB) Просмотров: 34496
С Уважением, Владимир.
владимир
Вервитчанин
 
Сообщений: 139
Зарегистрирован: 23 дек 2011 23:26
Откуда: Екатеринбург

Re: ВОЙНА ШОФЕРСКАЯ СУДЬБА

Сообщение владимир » 20 окт 2017 18:25

Добрый день, Нина Ивановна! Пересылаю Вам сообщение о Музее "ДОРОГА ЖИЗНИ":

ЛЕГЕНДАРНЫЙ ПОДВИГ "БЕССМЕРТНОГО ЛАДОЖСКОГО ШОФЁРСКОГО ПОЛКА" БУДЕТ ЖИТЬ В ВЕКАХ!!!
.......................... Уважаемые друзья! ........................
Музей "ДОРОГА ЖИЗНИ" (государственный) в приладожской Кобоне и частный музей "ДОРОГА ЖИЗНИ. КОБОНО - КАРЕДЖСКИЙ ПОРТ" при базе отдыха "Весёлый Роджер" в дер. Кобона, ведут поиск достоверной информации о шоферах "Дороги жизни". (ледовой трассы и всей "ВАД № 101/102", ладожской военной флотилии, "Метростроя", "Морстроймонтажа" и др.), о водителях - участниках боевых действий в Приладожье.
По состоянию на 1.12.2016г. в "EXCEL" 8.904 фамилии и, к великому сожалению, лишь немногим более 300 фото шоферов.
Будем признательны Всем за любую помощь: Ф.И.О., фотографии, ксерокопии сохранившихся блокадных водительских документов.
Пишите, пожалуйста мне: vk.com/id-153338021 или e-mail: nikolashka2705@mail.ru.
Если Вас не затруднит, максимальный РЕПОСТ, пожалуйста!!!
С уважением, Николай Миронов.


Если Вы поделитесь информацией и фото своего отца Ивана Григорьевича Тимошенко, уверен что сотрудники музея Вам будут очень признательны!
С Уважением, Владимир.
владимир
Вервитчанин
 
Сообщений: 139
Зарегистрирован: 23 дек 2011 23:26
Откуда: Екатеринбург


Вернуться в Скородум

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2

cron