Сёла Зайковской зоны, Ирбитского района, Свердловской области


Цыганский табор в «конной» за Скородумом

Высоко над рекой стоит наше село,
с детских лет всей душой полюбил я его.

Цыганский табор в «конной» за Скородумом

Сообщение Нина » 13 апр 2017 16:05

[color=#800000][/color] Цыганский табор в «конной» за Скородумом
В 1956 и где - то до середины 70 –х годов к нам, за село Скородумское, иногда приезжали табором цыганские обозы. Мы наблюдали ехавших по улице от пяти и больше телег, в упряжке шли одна или две лошади, на телегах пологи, покрытые яркими цветными тканями, отогнув их, дети и взрослые с интересом смотрели на деревенских, разговаривали, смеялись. На каждой телеге по краю спереди висел, погромыхивая, чайник. На других телегах лежали тюки с одеждой и разным скарбом.
Каждое лето, особенно в начале теплых дней они появлялись у нас в «конной». Так прозвали люди березовую рощу, которая была за селом. На этой большой поляне паслись их лошади, а цыгане натягивали между березами гамаки, клали на них большие мешки набитые соломой или сеном и спали на них.
Пройдя «конную», слева через дорогу начинался не большой еловый лесок. За ним большая поляна, на которой тоже жили табором цыгане, В конце поляны проходила узкоколейная железная дорога, рядом справа текла река Бобровка, через нее проходил железнодорожный мост. По ту сторону железной дороги начиналась деревня Ретнева, потом Вандышева.
Цыганские дети бегали к нам в деревню, просили, хоть что - нибудь поесть, ходили как и мы в магазин за хлебом, и мы играли с ними весело и интересно. Так нам казалось 6 – 8 – летним детям. Как – то летним погожим днем мы с сестрой Галей сидели на заборе у дома бабушки Агафьи, а проходившие ребята – цыганята нам говорили, что я, Нина черненькая, и они меня с собой заберут. Я, их, немного боялась, но виду не подавала.

У меня был белый тонкий шелковый шарф. Однажды, с двумя цыганскими детьми мы играли на лавочке около дома моей бабушки Агафьи, а потом они убежали к себе в табор, и я хотела шарф надеть, чтобы идти домой, а обернувшись, на лавке его не увидела. Слезы побежали из глаз и громкий плач, так что бабушка Агафья и тетя Ульяна, встревоженные вышли за калитку. Узнав о пропаже, бабушка пошла в табор, поговорила строго с взрослыми цыганами и детьми. Конечно, детей наказали, а перед бабушкой извинились, и шарфик вернул мальчишка – цыганенок. Бабушка Агафья была доброй, но в таких делах справедливой и строгой. Она была уважаемой в колхозе и в селе, и к ней часто обращались за житейским советом.
Однажды, в 1970 – х годах произошел такой случай. В летний солнечный день жители услышали говор цыганский, шум от копыт и песни. Они увидели проезжавший по селу цыганский табор. Много лошадей с кибитками, сидящих и идущих за телегами взрослых и детей. Мужчины управляли лошадьми, а женщины и подростки шли, танцевали и пели. О том, что едет цыганский табор, слышно было на всю округу. Кто – то из селян выходил за ворота, а кто - то наоборот, закрывал ворота и не разрешал своим домочадцам смотреть на цыган. Люди еще с давних времен боялись, что у них что – то попросят, или обманом заберут. А гаданий вообще боялись.
Наша западная часть села называется «городище. Большая колонна цыганского табора как раз шла по «городищу» мимо ельника и колодца. Цыгане - мужчины подходили к хозяевам домов и спрашивали, не дадут ли они сена. Подъехала цыганская кибитка с большой семьей и остановилась около нашего дома. Ворота были открыты и двое мужчин с мешками – наматрасниками вошли в ограду. Отец вышел к ним, они поздоровались, даже чуть поклонились и попросили у него сена.
– Есть у меня сено, дам, только оно на сеновале, - сказал отец. Он залез на сеновал конюшни и стал сбрасывать сено, цыгане радостные от такого подарка, быстро утрамбовывали сено в два больших мешка.
Мама в это время из печи достала хлеб и пироги. Посмотрела в окно на бегающих за оградой и сидящих на лавке маленьких цыганят и вынесла им и хлеб и нарезанные на кусочки пироги. В одно мгновение еда исчезала во рту ребятишек. Даже жалко было голодных детей. Одна цыганка предложила маме кофту шерстяную, но мама сказала, что нет столько денег, а кофта старая есть. – Отдай ее мне и заплати мне немного, а я тебе дам новую кофту. На том и договорились, Женщины - цыганки благодарили наших родителей за помощь и доброту. Мужчины сняли шляпы, поклонились и снова поблагодарили. Длинная вереница кибиток двинулись за нашу околицу, затем они перешли железнодорожный мост и устроили на неделю себе жилье на другом берегу реки Бобровки. Мальчишки постарше ходили к ним и даже лежали в их гамаках, а остальная любопытная детвора стояли на берегу и смотрели на другой берег, рассматривали с интересом вечерние костры, песни и танцы. Весело жили цыгане, не унывали в трудностях бытия. Большие мешки, набитые сеном лежали в гамаках, и это была постель для молодежи и детей над землей, ведь гамаки натягивали между деревьями.
Мы с мальчишками бегали и смотрели, как они варили на костре еду в больших чанах. А в танце их широкие пестрые юбки и платки развивались и сам танец быстрый, захватывающий все тело, движения в широких размахах юбки, придавал красочность исполнения. Наши детские глаза смотрели с интересом и восхищением! Были слышны, то громко – требовательная речь, то нежная песня о любви, о вольной жизни, о разбитом сердце, о страданиях молодых влюбленных сердец.
На следующий год цыганские женщины вновь постучались в ворота. Они продавали пуховые шали и шерстяные кофты. Мама купила пуховую шаль и кофту, а они сказали, что помнят нашу семью и благодарят за то, что помогли им в трудные летние дни.
Нина Исакова
Нина
Вервитчанин
 
Сообщений: 149
Зарегистрирован: 11 ноя 2010 21:51

Вернуться в Скородум

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2

cron