Сёла Зайковской зоны, Ирбитского района, Свердловской области


Зайково

Зайково

Сообщение Alex » 21 фев 2010 00:07

«В 1659 году в де­ревне Зайковой было 18 дворов, в 1680 г. в ней числилось 33 двора, она была самой крупной в Ирбитской слободе. Переселенцев с фамилией Зайковы тоже было много: Матвей Огафонович, Семен Васильевич, Михаил Максимович, Макар Трофимович, Еремей Ермолаевич. В документах 1681-83 гг. обозначено: «Савка Семенов Зайков жил в 1641-42 гг. в Верхотурском уезде в Ирбитской слободе, платил оброчной хлеб. И тот хлеб сдал племяннику своему Филке Петрову»,
Через два десятка лет после основания деревни здесь уже выделялись дворы с очень высокой обеспеченностью рабочим скотом. Так, в «росписи» пострадавших от «татарского разорения 1662 г. крестьян» значится Петр Семенов Зайков, у которого имеется 15 лоша­дей, 6 жеребят, 13 «скотов рогатых».
И еще один архивный документ 1751 года: «Тюменского уезду де­ревни Зайковой оного августа против первого числа в ночи раскольник Иван Васильев сын Зайков записавшийся по нынешней ревизии в двойной раскольнический оклад с женою и с детьми и со всем домом всего 14 человек на отъезжей расстоянием от той деревни Зайковой в 6 верстах в избушке сгорели».
Два с половиной века назад произошло это трагическое событие. Много семейств Зайковых переселилось из здешних мест. В конце 2007 года из г. Якутска мы получили письмо с родословной Зайковых 17 поколений с 1560 года до 2006 г., присланы копии архивных документов, позволившие понять более четкую картину о возникновении поселка Зайково.
Разрастаясь, село Зайково поглотило более мелкие деревни: Беляковка, Худякова, Киселёвка, Давыдкова, Васино теперь входят в состав села.
В феврале 1774 года крестьянская война под руководством Емельяна Пугачева подошла к Ирбитской слободе. Первыми восстали крестьяне села Зайковского и деревни Кочевка. В селе Зайковском в тот период числилось 190 душ мужского пола, которые охотно присоединились к восстанию.
Поднявшись против феодальных порядков, Зайковские крестьяне стали призывать жителей Ирбитской слободы последовать их при­меру, но Ирбитчане не поддержали Пугачева. Тогда объединенный отряд Зайковских и Белослудских повстанцев под руководством Степана Мурзина вступил в схватку с карательным отрядом Ирбитчан.
Кара за участие в крестьянском восстании Пугачева была жестокой, мужественный вожак Зайковских повстанцев Степан Мурзин и другие были схвачены и казнены. Для этого в Зайковой были поставлены виселицы, «глаголы и колесы» (для колесования - казни на вращающемся колесе).
1848 год. По правительственному предписанию в принудительном порядке начали производить посадку картофеля. Хлеб обмолачивали вручную, а жали серпами. Молотильные машины с конным приводом впервые появились в 1890 - 1895 годах.
Политические события в стране не проходили мимо Зайковчан. Но Царский манифест 1905 года никакого политического влияния на население не оказал. Население не имело понятия о партиях. С получением известия о свержении самодержавия 17 марта 1917 года в первую очередь был обезоружен урядник. По инициативе Мурзиных Семёна Антоновича и Степана Аммоновича и Шорикова Захара Павловича была проведена манифестация. Около здания волости собралось до 50 человек, спели «Марсельезу» и марш «Смело, товарищи, в ногу». В манифестации приняло участие свыше 100 человек - прошли по Зайково и Худяковой.
Дня через два по предписанию из г. Ирбита волостное управление было переименовано в волостной комитет общественной безопасности с тем же административным аппаратом: старшина, в деревнях - старосты - и с теми же функциями волостного правления. Комитет государственной безопасности просуществовал до июля 1917 года. В начале июля 1917 года организована Зайковская волостная Земская управа с высшим органом управления - волостным съездом. Она просуществовала до марта 1918 года.
8 марта 1918 года в Зайково прибыл т. Кожевников - представи­тель Ирбитского укома РСДРП (б) для установления Советской влас­ти в волости. 10 марта 1918 года состоялся волостной съезд, на котором был избран волостной исполнительный комитет из 5 человек по представительству из каждого селения.
В это время в члены РСДРП (б) приняты Мурзин Семён Антонович - участник боёв в Цусимском проливе, один из действующих лиц в романе Новикова - Прибоя «Цусима», Пономарёв Илья Андреевич, Кузнецов Филипп Филимонович, Речкалов Иосиф Евлампиевич, Шориков Захар Павлович, Коноваловы Дмитрий и Кирилл Михайловичи. Членские взносы по 50 копеек в месяц вносились в г. Ирбите.
Осенью 1918 года Ирбитский уезд, в том числе и Зайковская волость, оказался временно под властью Колчака. Начались грабежи, расстрелы сочувствующих Советской власти. На нашей земле погиб Мордяшов Роман Григорьевич - за отказ идти в белую армию. В это же время на нашей земле погибли от рук колчаковцев неизвестный венгр вместе с Березиным Лазарем Платоновичем. После этого добровольцами в Красную Армию ушли десятки Зайковчан.
Вечером 20 июля 1919 года по Камышловскому тракту по направлению к г. Ирбиту спешно проскакали конники с эмблемой смерти — металлическими черепами на одежде. Ранним утром 21 июля (Прокопьев день) неорганизованно, вразброд, пешие и на подводах отступа­ли колчаковцы. Вместе с ними по Камышловскому и Старозаводскому (Зайково - Антонова) трактам проехали тысячи семейств беженцев со своим скарбом. Из Зайково сбежали Дымшаков Т.В. и священник Фёдоровский. Всего из волости сбежало с белыми 17 человек.
23 июля по линии железной дороги вначале прошёл бронепоезд, а за ним поезд с войсками Красной Армии по направлению к городу Ирбиту. Бронепоезд близ станции Ирбит своими орудийными выст­релами возвестил о приходе Советской власти в наш край.
После империалистической и гражданской войн на долю Советс­кой власти досталось разрушенное народное хозяйство страны. Следы разрухи ощущались и у населения волости, в основном отсутствовали фабрично-заводские товары. В первую очередь, были приняты меры к обеспечению продуктами питания, главным образом, хлебом, рабочих заводов, фабрик и населения центральных городов страны,
Заготовка хлеба была возложена на пристанционное Зайковское общество потребителей. Заготовка хлеба проходила с очень большими трудностями, так как население за хлеб просило промышленные товары, которых не было. Сельпо заготовило в начале сентября в Петроград 600 пудов пшеницы.
23 августа в Зайково приехала бригада из 6 человек петроградс­ких рабочих для покупки хлеба, но, к сожалению, закупка хлеба ока­залась плачевна,
28 августа после церковной службы по поводу праздника Успения молящиеся были задержаны, а население деревни Зайково и Худяковой приглашены на митинг. Приехавший с бригадой товарищ Лиленталь сделал довольно обстоятельный доклад о международном и внутреннем положении страны и просил откликнуться на призыв рабочего класса продать им хлеба. Послышались реплики: «Дожились до того, что ни гвоздей, ни железа, ни ситца на рубаху!», «Дадите нам товару и мы дадим хлеба!». Товарищ Лиленталь ответил, что рабочие голодают, заводы стоят, страна в разрухе.
С помощью агитации местных активистов хлеб удалось собрать. Население само начало добровольно сдавать хлеб, кто сколько может, и около 2000 пудов хлеба отправили в Петроград.
Зайковские крестьяне жили большими семьями, умели и любили работать. В трудные годы они не только кормили хлебом города, но и провожали на Японскую, Первую империалистическую, гражданскую войны самых молодых, сильных и умелых. На стройки первых пятилеток снова наша деревня дала много рабочих рук.
В период становления нового общественного строя жизненно важ­ные вопросы решали Волостное управление, Комитет общественной безопасности, Волостная управа, Волостной исполнительный коми­тет, Совдеп, Исполнительный комитет депутатов трудящихся, Волос­тной комитет РКП (б), которые находились в здании нынешнего Центра внешкольной работы, построенного в 1890 году.
20 век для Зайково не был самым благоприятным. Дважды поселок становился районным центром. Первый раз в 1923 году, когда на 10 лет объединил вокруг себя 9 сельсоветов, на базе которых в 1929-30 гг. начали создавать гигантскую сельхозартель имени Сталина, которая вскоре распалась на мелкие колхозы «Завет Ленина», «Безбожник», «Имени Свердлова» и другие.
Период коллективизации, раскулачивания часто проводился по разнарядке, разоряли и высылали не только кулаков, но и не сумев­ших поладить с начальством.
«В 15 лет я была пионеркомсомолкой, секретарем комсомольской ячейки при колхозе «Безбожник». Под руководством партактива вели работу по раскулачиванию. Раскулаченных собирали в церкви, и наши комсомольцы Андрей Мурзин, Иван Мурзин, Сашка Пономарев дежурили около нее. Родители моей подруги Пани Дымшаковой попали под раскулачивание. Мне запрещено было с ней видеться, но ее так было жаль, и мы встречались тайно» - пишет в своих воспоми­наниях П.В. Лавелина (Пономарева). «Наша помощь организовавшимся колхозам заключалась в том, что вместе с учителями организовы­вали кружки ликбеза и учили неграмотных. Я занималась в «Болгарии» (так называлась в то время улица Калинина), Маня Кротова, Валя Замятина учили детей на Беликовке (сейчас улица Ленина). Мы организовывали «легкие кавалерии» по проверке колхозов к весен­нему севу, проверяли готовность сеялок, тягловую силу, нет ли прогулов у колхозников. Все недостатки бичевали в «Живгазете», организовали в доме кулака Василия Васильевича (Ленина № 18) красный уголок колхоза «Безбожник».
Хороший урожай в колхозах был получен в 1937 году. После голодных 1933-35 гг. и горя, перенесенного людьми в связи с коллективизацией, жизнь стала налаживаться. В марте 1941 года во второй раз был организован Зайковский район и продержался он до 1962 года.
В поселке 52 улицы, центральная улица длиной 10 км, по ней проходит автобусный маршрут. Территория поселка более чем полтысячи гектаров. Основанное изначально как сельскохозяйственное, затем трактовое поселение, с постоялыми дворами, в дальнейшем превратилось в крупный населенный пункт с промышленными предприятиями и хорошо развитой социальной сферой. В 1970-е годы в Зайково насчитывалось до 7,5 тысяч человек. Сегодня промышлен­ных предприятий не осталось, население сократилось до 5300 чело­век. Работает аграрный техникум, молочный цех агрофирмы «Ирбитская», отделение колхоза «Россия», больница на 90 коек, 2 фельдшерских пункта, аптека и аптечный киоск, 2 Дома Культуры, библиотека, 2 средние школы. В поселке есть своя музыкальная школа, Центр внешкольной работы, 3 детских сада, имеется отделение милиции, пожарная часть, ветеринарный участок, автостанция, 2 почтовых отделения, сельпо, столовая. На территории поселка железнодорож­ная станция Худяково, санаторий «Уралочка» областного значения. Из благоустроенного жилья - 3 пятиэтажки и около двадцати двух этажных домов. Обслуживает их жилищно-коммунальное предприятие.
Каждый наш односельчанин внёс свою лепту в историю родного посёлка. Нам есть чем и кем гордиться: мы помним героев периода гражданской и Отечественной войн. Нельзя забыть трудовой подвиг стариков, женщин, детей в военное время, в период восстановления народного хозяйства.
Хочется верить, что не погибнет Зайково, как сотни деревень российской деревни в конце 20 века, а успех расцвета нашего посёлка во многом зависит от молодых людей, живущих сегодня в Зайково.
По материалам из сборника воспоминаний: А.БИЛЫК. В. КНЯЗЕВ. «Зайково. Годы...События...Судьбы...», Ирбит, 2008.
Аватар пользователя
Alex
Админ форума
 
Сообщений: 101
Зарегистрирован: 02 мар 2009 10:04
Откуда: Скородум

Re: Зайково

Сообщение Alex » 21 фев 2010 00:09

Время от времени мировая печать содрогается от чудовищных случаев, когда люди разного возраста, ослепленные религиозным фанатизмом, совершают групповые убийства. Перепуганные пропо­ведями об антихристе и скорой кончине мира, простые люди по призыву фанатичных проповедников спешат расстаться с жизнью вместе с женами и детьми.
Так 6ыло, начиная с 17-го века, и в России, после раскола православной церкви, когда часть верующих не признала церковной ре­формы Никона. В 18-м веке из 32-х случаев массовых самосожже­ний в Сибири два приходятся на территорию Ирбитского района.
Обычно двери и окна заколачивались, вокруг здания и под него закладывалось множество горючего материала: смолье, хворост, бе­реста, лучина, стружка. Пламя моментально охватывало избу со всех сторон, так что подступиться к ней не было никакой возможности.
Это было в Зайково. В середине июня 1750 года Тюменская воеводская канцелярия получила из Тобольской губернской канце­лярии указ, коим предписывалось объявить записным раскольни­кам, что они при обращении в православие могут избавиться от двойного подушного оклада, то есть прямого налога (сторонники старообрядничества преследовались правительством - авт.).
Воеводская канцелярия приступила к сбору раскольников в Тю­мень через особых рассыльных. Один из рассыльных, Никифор Паутов, явился в деревню Зайкову в дом раскольника Ивана Зайкова. Так как самого хозяина дома не оказалось, жене его, не объяснив причины, было сказано, что мужа требуют в воеводскую канцеля­рию. Вскоре вернулся и хозяин дома. Узнав, что за ним приходил рассыльный из Тюмени и его требуют неизвестно для чего в вое­водскую канцелярию, он задумался и сказал: "Пришел, должно быть, конец житию". Напуганный преследованием, раскольник Иван Зайков заключил, что его требуют к ответу за "правую" веру, и решил, что лучше покончить жизнь самоубийством, чем томиться в тюрьме. Посоветовавшись с женой и детьми, он снова удалился из дома на свою пашню в шести верстах от деревни, где у него стояла небольшая избушка. Оставаясь здесь в течение двух недель, он при­способил избу к самосожжению себя с семейством и пришел за домочадцами. 31 июля все семейство Ивана Зайкова, состоявшее из тринадцати человек, незаметно для соседей отправилось к своей избушке на пашне и в ночь на первое августа сгорело.
В числе четырнадцати обгоревших трупов раскольников был найден один неизвестный, одетый в кафтан красного доброго сукна, с четками на руках и на шее.

[b]Сырцов Н. И. Самосжигательство сибирских старообрядцев в XVII - XVIII веках. Тобольск. 1888. с. 102.
Аватар пользователя
Alex
Админ форума
 
Сообщений: 101
Зарегистрирован: 02 мар 2009 10:04
Откуда: Скородум

Re: Зайково

Сообщение Alex » 21 фев 2010 00:12

ПРОДЕЛКИ ЛЕСОВИКА (Рассказывает Алексей Загорянский)
Отправляясь в начале ноября в краткосрочную поездку к родственникам, я и представить себе не мог, что таинственный лесной монстр может обитать в тихой уральской глубинке. Оказывается, дикий двуногий то ли зверь, то ли человек уже несколько лет промышляет в Ирбитском районе Свердловской области.
Поселившись в доме дяди в Зайково, мы с отцом много времени проводили в разъездах, навещая многочисленных родственников, живущих в окрестных деревнях. Буквально на второй день, сидя за праздничным столом в деревне Большая Кочевка, мы услышали о загадочном лесном дикаре.
Некий, мохнатый, двуногий зверь или человек успел уже порядком достать жителей многих близлежащих деревень. То унесёт в лес козу или овечку, а то и человека ограбит. Описания очевидцев относительно его внешности в чем-то были схожи, в чем-то расходились. По словам одних, дикарь был высоким, толстым, покрыт черной шерстью с проседью. Другие уверяли, что он ростом чуть выше среднего, широкоплечий с темно-русыми волосами.
В деревне Большая Кочевка видели лесовика как минимум пять раз. Иногда он просто попадался людям на пути, незамедлительно обращаясь в бегство, а порой и откровенно разбойничал. Недавно он напал на мирно пасущуюся козу и уволок её в лес. А ещё дикарь набросился на телёнка. Местная жительница Татьяна Шорикова видела, как он, обхватив животное мощными руками, припал к его шее ртом. Потом выяснилось, что лесной разбойник прокусил своей жертве вену и, видимо, всласть напился телячьей кровушки. Ветеринару стоило немалых усилий спасти животное. Теленок выжил, но очень плохо передвигался, плохо прибавлял в весе.
А мой троюродный брат Анатолий, егерь, встретил монстра в лесу. Вот что он рассказал: представляешь, иду я с ружьишком по лесу и вдруг вижу на полянке метрах в двадцати пяти от меня это чудо-юдо. Мохнатый, бородатый, с тупым взглядом. Я ружьё с плеча сдернул и, почти не целясь, шарахнул по нему. Кажется, пара картечин попала монстру в руку. Во всяком случае, он завыл и бросился наутёк. Сразу же за деревьями зверочеловек исчез, как сквозь землю провалился. На траве я заметил несколько капель крови, но остался жив; его потом в другой деревне видели. Он к кому-то во двор залез и двух кур утащил…
Через пару дней после этой беседы жительница деревни Сосновка Анна Букина сообщила мне, что недавно лесной монстр ограбил её:
-Дело было вечером, я шла по лесной дороге и несла в руках сумки с продуктами. И вдруг из чащи выскочил не то мужик, не то обезьяна: весь обросший шерстью, страшный, как черт, и злой. Я от страха сумки выронила, попятилась и оступилась. Когда я упала на землю, мне стало так страшно, что я ни слова произнести не могла. Этот гад сунул лапы в мои сумки, поворчал, немного и убежал, прихватив с собой все мои покупки. В сумках были овощи, мясо и хлеб. Наверное, устроил себе потом праздничный ужин…
Ходят слухи, что лесной монстр не гнушается и убийствами. Когда летом в лесу нашли обезображенный труп мужчины, подозрения пали именно на лесовика: якобы он подкараулил грибника и задрал, словно медведь-шатун. Однако лично мне кажется, что таинственный дикарь тут ни причем и погибший человек, скорее всего, стал жертвой чрезвычайных обстоятельств. На него мог напасть крупный зверь или какой-нибудь злоумышленник.
Проанализировав показания очевидцев, можно составить примерную карту обитания дикаря. Его излюбленная территория находится к югу от Ирбита, в многоугольнике между деревнями Зайково, Большая и Малая Кочевки, Сосновка, Пьянково и Крутихинское. Вполне возможно, что раньше человекозверь обитал в других районах, но он мигрирует и понемногу расширяет границы своих владений.
Я и не надеялся, что судьба даст мне шанс лицезреть уральского монстра. Но буквально за день до нашего отъезда в Москву за деревней Осинцева мы заметили на опушке леса странного человека. Выскочив из автомобиля, я успел
рассмотреть незнакомца и понял, что, похоже, именно о нем и рассказывают в округе столько любопытных историй. Чудище напоминало накачанного культуриста, его рост не превышал 2 метров, а мощные руки были чуть длиннее человеческих. Волосяной покров был русого цвета, на лице - густая кучерявая борода, волнистые волосы спадали на плечи. А вот понять, чем покрыто тело чудища, мне так и не удалось. На первый взгляд казалось, что зверочеловек весь оброс шерстью, однако нельзя исключать и то, что он мог быть одет в меховую одежду.
Догнать удивительное существо мне, к сожалению (или к счастью?), не удалось. Его умению исчезать в лесу и уходить от преследования мог бы позавидовать самый опытный спецназовец. Даже если бы в тот момент у меня был бы с собой фотоаппарат, я вряд ли бы успел его сфотографировать: слишком уж стремительно двигался объект. На земле лесной монстр оставил несколько нечетких отпечатков ног примерно 50 размера, но было непонятно обут этот зверочеловек во что-то или нет. Во всяком случае, отдельные контуры пальцев на отпечатках не просматривались.
Словом, пока что лесовик остается для людей загадкой, и вряд ли в ближайшее время нам удастся её разгадать. Возможно, монстр- это всего лишь беглый зэк, поселившийся в лесу, и умело замаскировавшийся от властей, или просто бедолага, заплутавший в чащобе и со временем одичавший. Не исключено также, что это неведомо кем завезенная в уральские леса обезьяна, чудом сохранившаяся в глухой тайге и по не известным нам причинам решившая перебраться поближе к людям.

«Величайшие тайны мира». Энциклопедический справочник. Автор-составитель Н.Н.Непомнящий. - М.: Вече, 2007.
Аватар пользователя
Alex
Админ форума
 
Сообщений: 101
Зарегистрирован: 02 мар 2009 10:04
Откуда: Скородум


Вернуться в История возникновения поселений Усть-Ирбитской слодобы

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron